Щедрина Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ «Солнышко» с.Измалково
Моё портфолиоЭссе на тему: «Я - педагог» На свете есть много разных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и чудесней, Чем та, кем работаю я! Самое прекрасное время в жизни каждого человека – это детство. Только в детстве самые яркие и запоминающиеся впечатления, мир волшебный и удивительный. Всегда с трепетом вспоминаю свое детство… Могу с уверенностью сказать, что оно было самое лучшее. Что счастливей меня не было ни одного ребенка на свете. А как же мои собственные дети? Неужели у них детство хуже моего? Вспоминаю рождение моих малышей. Что я чувствовала? Восторг, восхищение, жалость! Все слилось воедино. Что-то меня тревожило. Я чувствовала неопределенность, растерянность. Слезы катились по щекам. Моя мудрая мама! Ты встала рядом, что-то тихо нашептывая, погладила по голове. Растаяла тревога, ушла растерянность. Шло время, перерыв кучу книг, я училась быть мамой и поняла, что для воспитания детей одной моей любви недостаточно, надо научиться уважать ребенка, считаться с его мнением, ненавязчиво поддерживать во всех начинаниях, направляя в правильное русло. Во мне крепла уверенность, что работа с детьми – мое призвание! Теперь я воспитатель детского сада. Как много смысла заложено в этом слове. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, это вторая мама, которая встречается детям на их жизненном пути. Это человек, который сам в душе всегда остаётся ребёнком. Моя профессия для меня стала возможностью постоянно находиться в мире детства, фантазии, сказки. Когда видишь широко распахнутые глаза детей, жадно ловящие каждое слово, каждый жест и взгляд, понимаешь всю значимость своей профессии. Понимаешь – ты нужна им. Дети проверяют тебя на прочность и одновременно любят тебя. А секрет их чистой любви прост: они простодушны, открыты для добра и чутко реагируют на ложь и несправедливость. Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно. Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высоки, и я стараюсь соответствовать этому. Необходимо владеть современными образовательными технологиями и знаниями во всех областях, уметь профессионально использовать их в деятельности с детьми, разбираться в многообразии программ и методик в соответствии с ФГОС ДО. В детском саду с детьми надо играть, а не устраивать для них подобие уроков. Дошкольное детство перестаёт быть «подготовкой к школе». Отказ от учебной модели, т.е. от занятий, стимулировал переход к новым формам работы с детьми. Важно научить ребёнка уже в детском саду самостоятельно добывать и применять знания. Мы делаем учение мотивированным, учим ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе, средства её достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки – это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность творческого самовыражения ребёнка. В своей работе придерживаюсь этого принципа. Современному воспитателю необходимо постоянно совершенствоваться и иметь желание расти в профессии. Воспитатель обязан пополнять своё образование, должен идти вперёд, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы воспитания и обучения. Воспитатель должен уметь всё – играть, петь и танцевать, рисовать, клеить и мастерить. В соответствии с ФГОС педагогам предоставляется ещё больше возможностей для развития творческой и проектной деятельности. Мне очень повезло с коллективом. Педагоги, работающие в нашем детском саду, полны энергии и творчества. Развивая творчество у детей, я вместе с ними учусь быть творческим, современным педагогом. Всё время стараюсь находиться в поиске нового и интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть не только воспитателем, который всё знает, всё умеет, но и товарищем по играм. Пытаюсь не стать скучным взрослым, а быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь вместе смеяться, думать, размышлять. Я думаю, что когда дети, с которыми я работаю, подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания. Самой лучшей наградой для меня станет умение моих воспитанников быть добрыми и отзывчивыми, умение воспитывать и прививать эти качества в своих детях и окружающих людях, жить в гармонии с окружающим миром, любить и уважать свою Родину. Я – воспитатель! И я горжусь своей профессией! Считаю, что самое главное в нашей работе – любить детей, любить ни за что, несмотря на то, что все они разные – каждый со своим характером, любить, отдавая им всё своё сердце. Дарить свет своего душевного тепла. Только дети смогут сделать наш мир прекраснее и светлее! Дети – это наше будущее, и от нас зависит, каким оно будет! Какой будет наша страна. Дети - моё главное богатство, в окружении которых я нахожусь и на работе, и дома. Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной им! Я счастливый человек, потому что, придя домой, я буду продолжать думать о том, что надо сделать ещё и ещё… Может быть, в этом и заключается призвание «Быть педагогом»! Хочется верить, что всё задуманное мной получится. И если бы мне предложили начать свою жизнь заново, то я снова выбрала бы эту профессию. А лучшая награда для меня – это чистые, как родник, детские глаза, полные любви и доверия, радостная улыбка и слова: «Ольга Николаевна, а вы придёте завтра?» Мой опыт работы Тема: «Использование здоровьезберегающих технологий с детьми дошкольного возраста» Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введение ФГОС дошкольного образования. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье, как построить воспитательно - образовательный процесс в детском саду без ущерба для здоровья детей? Сегодня об этом пойдет наш разговор. Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. И каждый детский сад решает эту задачу по - своему. Сегодня, как никогда остро ставиться вопрос «Как построить воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей?» Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Поэтому наш педагогический коллектив поставил выполнение этой проблемы на одно из первых мест. На эту тему можно найти большое количество литературы и информации в сети «Интернет». Но определить и заметить четкую систему работы в этой области достаточно нелегко. Много вопросов по проблеме здоровьесберегающих задач задают родители. Порой им сложно объяснить. Для этого нужно подготовить наглядные примеры из деятельности детского сада, систему тематических консультаций для родителей и педагогов, родительские собрания с показом практических занятий с детьми. Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способы и приемы, направленные на сохранения и укрепления здоровья детей в момент занятия. Наша задача, как воспитателей, заключается в том, чтобы при подготовке к занятию продумывать не только познавательный материал, но и то, как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. Ожидаемые результаты использования в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях здоровьесберегающих технологий это: 1. Сформированные навыки здорового образа жизни. 2. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям. 3. Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности. 4. Сформированные навыки гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни. Актуальность педагогического опыта. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических заболеваний – в два раза. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности гулять и играть на улице, да и дома, так как некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, в том числе и нашего, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Неоспоримо, что основная задача детского сада, а значит и моя - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Поэтому возникла необходимость создания условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель и вытекающие из нее задачи. Цель: Сформировать осознанную установку у детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Задачи: • Обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни; • Развивать у дошкольников физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность; • Организовать социально-деловое и психолого-педагогическое партнерство педагогов, детей и родителей, направленное на физическое развитие (профилактику простудных заболеваний и травматизма, приобщение детей к нормам здорового образа жизни); • Совершенствовать личную профессиональную компетентность в вопросах сохранения и укреплении здоровья. С целью уточнения знаний у дошкольников представления о здоровом образе жизни в группе проводится диагностика. Свою работу по здоровьесбережению я начала с первой младшей группы. Для того, чтобы у детей сформировать знания о здоровом образе жизни, в группе создана предметно-развивающая среда. В раздевалке я создала «Центр здоровья». Там я разместила «уголок доктора», повесила ростомер, оформила альбом «Гигиена и здоровье», в кармашках на стене расположила картотеку комплексов и упражнений по здоровье сбережению. В моей группе есть «Центр книги». Я подобрала серию книг по актуальной теме, оформила альбом с иллюстрациями, изготовила книгу загадок. Дети очень любят журналы, где есть разделы с различными заданиями о здоровье. В «Центре художественной деятельности» ребята всегда могут выбрать раскраску, взять пластилин, мелки, краски. Поскольку развитие мелкой моторики способствует развитию здоровья, мы в младшей группе очень любили рисовать пальчиками. И сейчас в своей деятельности я часто использую нетрадиционные методы рисования, такие, как пластилинография, монотипия, рисование штампами и др. Для двигательной активности детей в группе оборудован «Центр физического развития». Это физкультурный комплекс, где есть скакалки, кольца, мячи. Атрибуты постоянно обновляются, сейчас появились новые «Дорожки здоровья», приобрели массажные мячики, обручи. Дети очень любят здесь играть и заниматься, снимая психическое и физическое напряжение и удовлетворяя потребности в двигательной активности. Поэтому в этом году уже заметны результаты: дети стали более крепкие, физически развитые, выносливее. Поскольку основная деятельность детей - это игра, то мы часто играем в сюжетно-ролевые игры. Если в младшей группе играли просто в доктора, то сейчас сюжеты усложняются. Играем в «Поликлинику», где работают и другие доктора: «На приеме у стоматолога», «Вызов врача на дом», «Процедурный кабинет». Через игру дети понимают, что надо заботиться о своем здоровье. Для того, чтобы ребятам было интересно играть, меняем атрибуты, добавляем новые. В совместной деятельности с детьми я всегда организую поисковую деятельность, создавая проблемные ситуации и задавая проблемные вопросы. Дети учатся размышлять, доказывать, делать умозаключения. Для эффективности все знания даются в игровой форме, используется метод многопредметности, интеграции. Через такие игры, как «Доктор Айболит», «Узнай свое тело», «Кукла заболела» дети приобщаются к здоровому образу жизни.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения. Педагогические принципы и методы. Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по - разному. Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом. Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе. Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно - наглядный. Таким образом, для создания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. Виды здоровьесберегающих технологий. 1.Динамические паузы Во время занятий, 2 - 5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. 2.Гимнастика пальчиковая Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). 3.Подвижные и спортивные игры Как часть непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр 4.Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную музыку, звуки природы 5.Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. 6.Гимнастика дыхательная Ежедневно по 3 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. 7.Гимнастика для глаз В различных формах физкультурно -оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. 8.Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно - эстетического цикла, при посещении ДК, школы и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. 9.Образовательная деятельность по физической культуре 2 - 3 раза в неделю в спортивном зале и на улице средний возраст – 20 мин Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. 10.Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5 - 7 мин во всех группах Различные варианты проведения
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах. В течение дня практически ежеминутно провожу работу по здоровьесбережению детей. Свою работу я начинаю с утреннего приема детей. В эти первые минуты очень важно приветствие, улыбка, ласковое обращение к ребенку по имени. Стараюсь удивиться и восхититься любой мелочи (красивое платье, новая машинка, модная стрижка). Тем самым стараюсь создать благоприятный эмоциональный фон. Далее, видя настроение ребенка, осуществляется индивидуальный подход. Я предлагаю ребенку совместную деятельность, включение в игру со сверстниками, почитать книгу, а кому-то хочется просто посидеть на диванчике или уединиться. Далее утренняя гимнастика дает положительный настрой на весь день, а умывание водой проходит, как закаливающая процедура, так и массаж ладошек и пальчиков. Любой прием пищи сопровождается короткой беседой о пользе продуктов, из которых приготовлено блюдо, закрепляем правила этикета. Полоскание рта после приема пищи водой комнатной температуры – это профилактика кариеса. Далее по режиму самостоятельные игры, в ходе которых реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении. Физкультурная и музыкальная деятельность также проходит в движении и игровой форме. Регулярные занятия укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А музыка улучшает психологическое состояние ребенка. Одевание на прогулку и раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, навыков самообслуживания взаимопомощи, культурно-гигиенических навыков. Все это способствует укреплению социального здоровья детей. В вечернее время после чтения сказок, дети любят играть в театр, где перевоплощаются в разных героев. Дети даже сами сочиняют сказки, а ведь это основа сказкотерапии. Здесь я стараюсь узнать о переживаниях детей, ведь иногда они просто не осознают свою проблему или стесняются спросить у взрослого. А для психического здоровья как раз необходимо уравновесить положительные и отрицательные эмоции. В нашей группе мы стараемся соблюдать санитарно-гигиенический режим: личная гигиена сотрудников, соблюдение режима питания, режима дня, кварцевание, сквозное проветривание, влажная уборка. Организация свободной деятельности в течение дня способствует закреплению знаний и навыков, полученных в образовательной деятельности. Для снятия психологической нагрузки и усталости мы предлагаем детям дидактические и настольные игры «Разноцветные камушки», «Камушки эмоций», «Разноцветные следы» и др. Прогулки, экскурсии и походы играют большую роль в оздоровлении детей. В зимний период мы строим горки, крепости, снеговиков. Дети катаются на санках и ватрушках. Прогулки проводятся по основным составным частям: -Наблюдение; -Труд; -Игра; -Самостоятельная деятельность. Последовательность варьируется в зависимости от времен года, от интенсивности предыдущих занятий, от индивидуальных особенностей детей. Например, в холодное время прогулка начинается с подвижной игры, а в теплое время – с наблюдения и спокойных игр. В жаркую погоду проводится много игр с водой. На прогулке используем бессюжетные народные игры: кегли, кольцеброс; элементы спортивных игр: городки, футбол и др. в летний период в основном вся деятельность переносится на прогулку, где проводим дидактические и ролевые игры. Содержание трудовой деятельности зависит от времени года и погоды. Например, уборка снега требует немалых физических усилий, что способствует физическому развитию детей. Индивидуальная работа проводится на основании результатов диагностики: игры с мячом, упражнение на равновесие, перешагивание. Летом можно проводить упражнение на дыхание (понюхаем цветы). Моя задача обеспечить безопасность детей, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся. Таким образом, в процессе ежедневного использования здоровьесберегающих технологий расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются навыки, физические качества (быстрота, ловкость и др.) Совместно со специалистами (музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре) в начале учебного года мы проводим мониторинг, где отражаются параметры физического развития детей. Опираясь на результаты, к каждому ребенку используется индивидуальный подход. И это дает положительные результаты. Дети стали более самостоятельными, раскрепощенными, даже те, кто не участвовал в младшей группе в образовательном процессе, сейчас с удовольствием выполняют все упражнения. Во всех занятиях со специалистами включаются здоровьесберегающие технологии. Используемые здоровьесберегающие технологии. Отмечу наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации. - организация мониторинга здоровья дошкольников; - разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; - организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста; - закаливание; - организация профилактических мероприятий в детском саду; - организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН. Гигиенические процедуры - умывание и обливание рук до локтя прохладной водой. Утренняя гимнастика - является одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении. Для того чтобы детям было интересно заниматься, я разработала комплексы утренней гимнастики (используя опыт других педагогов и методическую литературу), которые проводятся в стихотворной форме, что очень нравится детям (см. Приложение). Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи для профилактики кариеса. Дыхательная гимнастика. Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Использование дыхательной гимнастики помогает: • улучшить работу внутренних органов; • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом • тренировать дыхательный аппарат; • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания; • повысить защитные механизмы организма; • восстановить душевное равновесие, успокоиться; • развивать речевое дыхание. На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка. В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи. Двигательная разминка проводится в перерывах между занятиями. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию: • осязательных ощущений; • координации движений пальцев и рук; • творческих способностей дошкольников. Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: • массаж; • действия с предметами или материалами; • пальчиковые игры. Стараюсь делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно слежу, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком. Она тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Физкультминутки являются одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Цель таких физкультминуток заключается в: • смене вида деятельности; • предупреждении утомляемости; • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения; • активизации кровообращения; • активизации мышления; • повышении интереса детей к ходу занятия; • создании положительного эмоционального фона. Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий. Физкульминутки проводятся в разнообразных формах в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений). Могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Гимнастика для глаз используется для снятия зрительного напряжения. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для: • снятия напряжения; • предупреждения утомления; • тренировки глазных мышц; • укрепления глазного аппарата. А так же она проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя. Обычно образец выполнения каждого действия показываю детям я , а дети повторяют за мной. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ. Логоритмические упражнения представляют собой «Рассказывание» стихов с одновременными движениями. Это неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образного мышления. Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит: • улучшение самочувствия и настроения детей; • профилактика простудных заболеваний; • решение проблем со сном. Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами. Игротерапия В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность: • проявить эмоции, переживания, фантазию; • самовыразиться; • снять психоэмоциональное напряжение; • избавиться от страхов; • стать увереннее в себе. Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами. Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики: • восполнение «двигательного дефицита»; • развитие двигательной сферы детей; • укрепление мышечного корсета; • совершенствование познавательных процессов; • формирование эстетических понятий. Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи. Прогулка является одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Для того, чтобы прогулка давала эффект, меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Подвижная игра - способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Контрастное воздушное закаливание - проводится в конце дневного сна. Бодрящая гимнастика после дневного сна. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. «Дорожка здоровья» - профилактика плоскостопия на массажной дорожке, состоящей из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей. Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Босохождение - занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Сохранение психического здоровья детей, является одним из основных направлений здоровьесбережения. Поэтому в группе мы используем метод релаксации. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в подавлении или искоренении эмоций, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Оздоровительная работа в летний период представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий. Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды: • фитотерапию; • цветотерапию; • музыкотерапию; • витаминотерапию; • физиотерапию; • гелиотерапию; • песочную терапию. Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. Взаимодействие с семьей включает в себя разнообразные формы оздоровительной работы. Я постоянно работаю с семьями своих воспитанников и ищу их поддержку и понимание проблем детей для всестороннего развития гармонично развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы: совместные физкультурные занятия детей и родителей; педагогические беседы с родителями; общие и групповые родительские собрания; консультации; Дни открытых дверей. Папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты. Затем мы анализируем все мероприятия, делаем выводы, подводим итоги. Как правило, родители бывают очень довольны. Но иногда у них возникают вопросы, мне важно каждое их мнение. Ведь если они что-то не поняли, не так восприняли, необходимо принять это к сведению и разъяснить. Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. В результате проведенной работы в группе снизилась заболеваемость, дети в достаточной мере овладели культурно-гигиеническими навыками, ребята имеют представления о своем теле, способах ухода за ним, дети понимают важность заботы о своем здоровье. Взаимодействие с семьей Свою работу по этой проблеме строю в тесном взаимодействии с семьей. В начале первой младшей группы было проведено анкетирование родителей, где было понятно, что они не владеют достаточными знаниями о возрастных особенностях детей. Поэтому была проведена консультация на тему «Возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка». В процессе организации здоровьесберегающего пространства родители участвовали в некоторых наших начинаниях: помогли приобрести атрибуты и игры для развития предметно-пространственной среды. Совместно с родителями были проведены физкультурные праздники «Мама, папа, я – дружная семья», «Мы - олимпийцы». Родители участвовали в образовательной деятельности в группе. Проводились такие занятия: «Моя семья», «Путешествие в страну здоровья», «Полезные и вредные продукты». Анализируя все мероприятия, сделала выводы: родители заинтересованы в укреплении физического и психического здоровья детей, овладели первоначальными навыками валеологической грамоты. Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. В результате проведенной работы в группе снизилась заболеваемость, дети в достаточной мере овладели культурно-гигиеническими навыками, ребята имеют представления о своем теле, способах ухода за ним, дети понимают важность заботы о своем здоровье. Подводя итоги проделанной работы, можно привести сравнительный анализ заболеваемости детей моей группы за 2 года. Она значительно снизилась. Также проведен итоговый мониторинг, который показал значительно улучшенные результаты. Из 21 человека овладели культурно-гигиеническими навыками в соответствии с возрастом 19 детей. Эти же дети теперь имеют представления о здоровом и безопасном образе жизни. Одной из поставленных передо мной задач является совершенствование личной профессиональной компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Для этого я изучаю методическую литературу, периодические издания, использую электронный ресурс, участвую в открытых просмотрах, в Педагогических советах, совершенствуюсь в самообразовании, выбирая актуальные темы. Для пополнения предметно-пространственной среды многие атрибуты и пособия сделаны своими руками: «Дорожки здоровья», «Карточки эмоций», игры на развитие мелкой моторики, сенсорные коробки. Особое значение имеет взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. 1.Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. 2.Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ . 3.Приобщение родителей к участию в физкультурно - массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями - спортсменами и др.). Итогом совместной работы с родителями является сформированная активная родительская позиция, повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья, активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ. Перспективы. • Дополнять и обновлять предметно-пространственную среду, расширять сюжетно-ролевые игры; • Продолжать повышать личную компетентность, не останавливаясь на достигнутом; • Продолжать поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни, активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада и группы с целью укрепления чувства их личной ответственности за развитие ребёнка, его здоровье; • Укреплять и развивать тесные связи и взаимодействия с различными социальными институтами по внедрению культурно-оздоровительных технологий; Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
11 февраля 2024 в 17:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.