Щедрина Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ «Солнышко» с.Измалково
КонспектыКонспект ООД. Тема: «Юные финансисты» (для детей старшей группы) Подготовила: Щедрина О.Н. Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека. Задачи: Образовательные: Повторить понятие «потребности человека»; Закреплять названия основных потребностей, что к ним относится и представления детей понятий: деньги, расход и доход; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, обогащать словарный запас; Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. Развивающие: Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. Воспитательные: Способствовать воспитанию нравственных качеств; Воспитывать социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Материал и оборудование: запись тихой, спокойной музыки,барабан, картинки (вода, одежда, еда, жилье, солнце, радуга, улыбка бабушки), картинки «Барбарики» и «Фиксики», монеты, кошелёк, копилка, купюры, заламинированные жетоны, питьевая вода, одноразовые стаканчики . Ход образовательной деятельности: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Ребята! Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам друг с другом нужно. Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука, Здравствуй справа друг, здравствуй слева друг, Здравствуй, весь наш дружный круг. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!» Звучит спокойная музыка Воспитатель: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. А может быть, вы хотели бы завести домашнего питомца, ну например, котенка, щенка или хомячка? Или вы мечтаете о путешествии на воздушном шаре в какой-нибудь город или страну? У вас есть мечта? Какая? Поделитесь с нами пожалуйста. Дети: Даааа ( ответы детей) Воспитатель: Дети, а без чего мы не сможем осуществить нашу мечту? Дети: Нам нужны деньги. Воспитатель: Да, ребята , верно, и сегодня я хочу вам предложить сыграть в игру, которая называется «Брейн-ринг». Игра состоит из 4-х раундов за каждый раунд команда, давшая правильный ответ, получает монетку. Вы разделитесь на две команды, команда «Барбарики» и команда «Фиксики», а я буду ведущей нашей игры. Команде «Барбарики» я даю желтые смайлики. Команде «Фиксики», - красные для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал смайлик. И посмотрим какие вы Юные финансисты. 1-раунд «Деньги». Воспитатель: Ребята ВНИМАНИЕ! Послушайте мою загадку: Это - средство обращения, Это - средство накопления. Средство стоимости также, Также средство платежа. Воспитатель: Как вы думаете, что это? Дети: Деньги, монеты. Воспитатель: Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги? Дети: Купить мороженое, оплатить за свет, оплатить за телефон и т.д. Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно! Ребята скажите за деньги все можно купить или нет? (предполагаемые ответы детей) Игра «Что можно и нельзя купить за деньги» (Показать цветные картинки с изображением солнце, радуга , мороженое, одежда, мебель, улыбка бабушки) Дети по очереди отвечают, что можно купить, а что нельзя. Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по монетке. 2-раунд «Потребности». Воспитатель: Что такое потребности? (ответы детей) Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье). Воспитатель: Без чего человек не может жить? Дети: Без воды, еды, дома и т.д. Воспитатель: Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет. Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток. А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям). Человек не может прожить без воздуха. Вспомните эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха (Совсем немного). Воспитатель: Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание. Дыхательная гимнастика Игра « Моя семья» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у-у!» (Громко!) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у-у» (Тихо) Воспитатель: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, у человека есть еще потребность в одежде. Для чего существует одежда? Дети: Одежда защищает человека от холода, от жары. Воспитатель: А какая бывает одежда? Дети: Осенняя, зимняя, летняя, демисезонная. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех) (ответы детей) Воспитатель: Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом - это семейный очаг, где собирается вся семья вместе. Воспитатель: Назовите такие предметы, которые человек хочет иметь, но без которых он может обойтись, они ему не обязательно нужны? (ответы детей) Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по монетке. 3-раунд «Хочу и надо». Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет? (ответы детей) Воспитатель: Бюджет - это подсчет доходов и расходов. Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (ответы детей) Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Воспитатель: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку. Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летней школе, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию. Из чего состоял доход семьи Папы Карло? Дети: Зарплата, пенсия, стипендия. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход»: Я начну читать сейчас. Я начну, а вы кончайте. Хором мне вы отвечайте: доход или расход Папа получил зарплату - доход Бабушка заболела - расход Выиграл приз - доход Потеряла кошелёк - расход Продала бабушка пирожки - доход Заплатили за квартиру - расход Нашли монетку - доход Купили куклу – расход Игру «Для чего нам нужны деньги?». Воспитатель: Ребята, перед вами картинки. Ваша задача Распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора. Итак, деньги нам нужны: -для покупки продуктов питания; -для оплаты бытовых услуг; -для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?); -для оплаты услуг (уточнить, каких именно); -для оплаты проезда на транспорте; -для покупки подарков; -для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д. Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. - Если мы едим на автобусе, мы платим? - Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д. Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. А ещё очень важно надо научиться бережно и экономно относиться к деньгам, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости, о деньгах. - Деньги как вода, плывут неизвестно куда. - Здоровье за деньги не купишь - Деньги не грибы и зимой растут - Если хочешь строить дом, каждый рубль экономь Воспитатель: Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о деньгах. Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке. Физминутка «Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы). 4-раунд «Домик, в котором живут деньги» Воспитатель: Ребята, у нас скоро наступит весна и я когда буду сажать картошку, морковь, помидоры хочу ещё посадить монеты, а осенью вырастет наверное целое дерево. Хочу спросить у вас: - «Вырастут ли деньги? - Где они могут «расти»? - Куда же мне надо положит деньги? (ответы детей) Воспитатель: А вы знаете , что это? А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим вместе. Рассматриваем сначала монеты. - Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета? Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им. Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). - Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям. - Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты. - Как можно назвать эти деньги? - Банкноты. А какие они? - Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой. - Какие банкноты вы знаете? Дети: называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором. Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот. Игра «Дополни» Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота… Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль). Давайте, ребята, попробуем сформулировать правила обращения с деньгами. 1 Экономно распоряжаться деньгами. 2 Потраченные средства уже не вернешь. 3 В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности. 4 Невозможно иметь все, что хочешь. 5 Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки. 6 Бережно относиться к деньгам. Воспитатель: Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, давайте подсчитаем ваши монетки и в награду за это вы получаете медали, вот такие шоколадные монетки Благодарю всех участников этой игры за активное участие, а гостей за внимание. Если очень, очень, очень Хорошо ты хочешь жить. Если очень, очень, очень Хочется богатым быть То, пожалуй, то конечно То наверно, верно, верно То возможно можно, можно Нам с финансами дружить. 11 февраля 2024 в 18:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.